суббота, 11 марта 2017 г.

2 Воскресенье Великого Поста

Преображение Господне


+ Чтение святого Евангелия от Матфея. (Мф 17,1-9)
В то время: Иисус взял Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвёл их на гору высокую одних. И преобразился пред ними: и просияло лицо Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет. И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие. При сем Пётр сказал Иисусу: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии. Когда он ещё говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение; Его слушайте. И, услышав, ученики пали на лица свои, и очень испугались. Но Иисус, приступив, коснулся их и сказал: встаньте и не бойтесь. Возведя же очи свои, они никого не увидели, кроме одного Иисуса. И когда сходили они с горы, Иисус запретил им, говоря: никому не сказывайте о сем видении, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мёртвых.
Слово Господне.

Дорогие Братья и сестры!
Господь Иисус Христос – истинный Бог и истинный человек. Мы говорим, что у него две природы – человеческая природа, как у нас всех. Поэтому была у Него родная мать, Он жаждал, алкал, отдыхал, переживал… Но у Него была и Божественная природа. Он Сын Божий, равным Богу Отца. Он -истинный Бог и истинный человек. Откуда мы знаем это? Не церковь ли это придумала? Нет, это не интерпретация учеников, не выдумка церкви. Его двойная природа воссияет во всех событиях Его земной жизни и в каждом событии  по-разному. Некоторые события более напоминают нам о Его человеческой, а другие более о Его божественной сущности.  Но то и то присутствует в Священном Писании и кто отвергает этот факт, тот не знает Библию или неправильно толкует её. В прошлой недели мы говорили о 40-дневном посте и об искушении Иисуса. Там открылась нам преимущественно человечность Иисуса. Апостолам не было так просто, верить до конца, что Он истинный Бог. Они общались с Иисусом так, как с остальными людьми, и не сразу пришли к выводу, что Он Бог. Иисус был простым и бедным ремесленником, жил в городе Назарете, который не очень славился в то время. Верхнее духовенство отвергало Иисуса, называли Его бесноватым и приписали Его чудеса магическим силам. Его родные говорили, что Он вышел из себя. И кроме того слова Иисуса не всегда были понятными для них. Апостолы сильно нуждались в укреплении своей веры.  Иисус хотел укрепить их веру и также нашу веру. Она иногда хрупкое растение, которая шатается, если бури и ветры стучат в дом нашей жизни. И иногда наша вера на Того, Кто успокаивал бурю Своим словом трясётся так, как у апостолов. Посмотрим на сегодняшнее Евангелие и поднимемся вместе с тремя учениками на гору Фавор, чтобы укрепиться верой в Сына Божьего.
Человек поднимаясь на гору, чувствует себя ближе к небу, он смотрит с вершины вниз, оставляет всё земное за собой. Ему кажется, что всё маленько и не значительно. Гора – в библейском понимании является местом встречи с Богом. В Ветхом Завете Бог дал Моисею 10 заповедей на горе Хориве и на горе явился Илии в тихом веянии ветра. Иисус дал Своё учение в Нагорной проповеди.
Он часто удалился от людей и молился на горе в единении с Богом. Но две горы особенно связанны между собой в жизни Господа: Фавор и Голгофа. На Фаворе Иисус преобразился, а на Голгофе Он пролил Свою кровь для спасения людей. На Фаворе Он показал Свою Божественную сущность, ибо «просияло лицо Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет» Мф 17,2.  На Голгофе просияло Его человеческая природа, которая была послушна до смерти крестной.
На Фаворе Божественная природа Господа Иисуса Христа стала видима для апостолов. При этом они увидели, что весь Закон и Пророки – вся религиозная традиция Ветхого Завета – соединяются пред Христом в лице Моисея и Илии, говорящих со Христом о Его Страстях.
Цель Преображения, насколько мы можем судить по рассказам евангелистов о нем, в первую очередь – утвердить ближайших учеников в вере и исповедании, которое перед этим приносит Петр, т.е. утвердить их в том, что Иисус из Назарета в самом деле есть ожидаемый с Моисеевых времен Мессия-Христос. Кроме того, и, быть может, это еще важнее, Господь дает ученикам увидеть Свою славу как Бога для того, чтобы, когда они увидят Его распинаемым, они уразумели, что Он страдает добровольно, и проповедали миру, что Он – воистину сияние Отца. Таким образом, «целью» Преображения была подготовка учеников к постижению тайны Крестной Жертвы.
А.Мень пишет: «Невольно приходит на ум вопрос: помнили ли ученики о Фаворе в те страшные часы, когда видели Учителя на другой горе — Голгофе? Если помнили, то как могли поколебаться? Да, они не забыли, но поколебались. Это так понятно, так часто происходит с каждой верующей душой. И нам приоткрывается завеса тайны, и мы в какое-то мгновение своей жизни видим сияющий Лик и слышим голос Отца, испытывая то чувство, которое Петр хотел выразить словами: «Господи, хорошо нам здесь...» А потом все исчезает. Маяк блеснул, и вновь — темное море, бурное и угрожающее. Душа, сохранившая в себе видение Божественного света, не устрашится: в дни Голгофы она хранит память о Фаворе.»
Ученики были в ужасе и Петр говорил: «сделаем здесь три кущи» Мф 17,4
Это упоминает о еврейском празднике Кущей, где верующие в течение одной недели живут в шалашах в воспоминании о странствии избранного народа через пустыню.
Мы часто хотим «поставить кущи». Когда нам хорошо с Богом, в какой-то «духовно комфортной» обстановке, в общине, в монастыре, в Церкви... Мы думаем, что это очень правильно и благочестиво, хотеть всегда здесь быть.
Маленькая Тереза из Лизье писала:
«Любовью жить — не значит ставить кущи,
Поднявшись даже на гору Фавор:
Это — идти на голос Твой зовущий,
Смотреть на Крест, не отрывая взор».
Когда мы хотим «поставить кущи» — мы хотим остановиться, застрять на каких-то приятных нам духовных переживаниях, оставить их для себя самих. Иногда нам нужно это, необходим духовный отдых. Иисус взял с собой на гору тех, кому предстояло быть с Ним в Гефсиманском саду. Он хочет, чтобы мы шли дальше, чтобы мы не искали переживания Его присутствия, но чтобы мы всегда и везде жили так, как если бы мы были на горе Фавор, даже если мы не ощущаем и не видим Фаворского света. Этот свет должен быть у нас внутри. Может быть, мы никогда больше не испытаем этой радости Преображения, но этого достаточно, чтобы знать, что ждет нас впереди, Кто ждет нас на нашем пути, иногда тяжелом, тернистом. Но Он прошел более трудным путем и Он, наш Бог, хочет, чтобы мы шли за Ним.
«Облако светлое осенило их» Мф 17,5 Священное облако, … — это знак присутствия Самого Бога. В Ветхом Завете облака спустилась на скинии, когда Бог беседовал с Моисеем. В Иисусе – сам присутствует Бог среди нас. Здесь повторяется сцена во время крещения Господне где Бог провозглашает Своим голосом: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение» Мк 1.11  Но сейчас прибавляется: «Его слушайте» Мф 17, 5
Иисус Христос – Слово Божье, Которое воплотилось. «Ученикам предстоит спуститься с горы и научиться заново «слушать Его».» Бенедикт ХVI Главное в вере – не эти чудесные моменты встречи и близости с Богом, а ежедневное слушание слово Божье и исполнение его. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий