Проповедь "Око за око, зуб за зуб"

7 Рядовое Воскресенье: «Око за око, зуб за зуб»

ЕВАНГЕЛИЕ
       Мф 5, 38-48

В то время: Иисус сказал ученикам Своим: Вы слышали, что сказано: «око за око и зуб за зуб». А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щёку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два. Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся. Вы слышали, что сказано: «люби ближнего твоего, и ненавидь врага твоего». А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего небесного; ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо, если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш небесный. 
Слово Господне.

Сегодня мы продолжаем чтение из нагорной проповеди. Если мы принимаем слова Иисуса дословно, они очень тревожные. Во первых: Он противопоставляет своё мнение тому, что было сказано в Ветхом Завете. «Вы слышали, что сказано» «А я говорю вам». Может возникать мысль о том, что Иисус хочет устранить Ветхий Завет?
Иисус не убирает Ветхий Завет:
Люди ожидали Спасителя. По священному писанию этот Мессия должен быть новый Моисей, который даёт новый закон (Тора). Ветхий завет глаголет: «Я воздвигну им Пророка из среды братьев их, такого как ты, и вложу слова Мои в уста Его, и Он будет говорить им всё, что Я повелю Ему» (Втор.18.18). Иисус исполняет это пророчество, Он есть тот новый Моисей. Поэтому Он должен был принести Своё учение.
Моисей получил Закон на горе Хорив. Иисус даёт свой закон на горе в нагорной проповеди. Этим Он подтверждает, что Он – новый Моисей, который даёт Свой закон на горе, как и Моисей дал избранному народу 10 зпаоведи на горе Хроиф.
Своими словами Он подтверждает, что принесёт новое учение. «Вы слышали, что сказано – а я говорю» Но с удивлением мы слушаем Его слова: «Не думайте, что Я пришёл нарушить закон или пророков: не нарушить пришёл Я, но исполнить» Мф 5,17 Иисус не устраняет Ветхий Завет, но очищает его от лишных человеческих добавок и от неправильного толкования и возведёт его к истинному пониманию.
Исполнение закона, принесённое Иисусом, не означает, что Он уменьшает требования, но наоборот, Он требует даже больше. По Его учению не только греховные поступки надо устранить, но даже самые мелкие мысли. Бог, сердцеведец, смотрит на намерения сердечные. Они должны быть искренними и чистыми. Иисус возвышает нас всех на уровень совершенства. Он требует от нас полное очищение в мыслях, словах и делах.
Что значит выражение «Око за око, зуб за зуб»?
Иисус цитирует здесь один закон из книги Левит 24 глава 20 стих. Кажется нам, что это был очень суровый закон. Написано там дальше: «Кто сделает повреждение на теле ближнего своего, тому должно сделать то же, что он сделал» (Левит 24,19) На самом деле этот закон в своё время был очень большой шаг в направление милосердия к виновному. В сравнении с обычаем окружающих народов это было очень большой успех. Это означало приостановление страшного закона кровной мести, который тянулся и никогда не остановился. Ветхий Завет определил, что мера наказания не должен превышать меры вины и после наказания заканчивается нанесённая обида и не продолжается на этих людях, ни в их сродников и потомках. То, что по первому взгляду кажется нам суровым, был в своё время большой успех. Бог в это время не смог требовать прощение и любовь от людей, они ещё к этому не были готовы. Но он введёт их один шаг вперёд, устраняет закон мести через закон справетливости.
«Кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» Мф 5,39
В приведённом отрывке Иисус обсуждает четыре ситуации несправедливости. Удар, незаслуженное привлечение к суду, требование оккупанта сопровождать его, и просьба занять деньги, когда знаем, что мала вероятность того, что просящий когда-то их вернёт. Каждый раз Иисус говорит, что лучше делать то, чего от нас просят, и делать это в избытке.Господь наш Иисус Христос возводит нас к высшей и большей мере. Он хочет ввести нас от закона справедливости к закону прощающей любви. Это не противоречие между Ветхим и Новым Заветами, а вырастание из меры в меру: от хорошего к лучшему.  «Не противься злому» Мф 5,39
Реалистичен такой способ жизни? Можно это дословно принимать?
Это место в Библии очень трудно понять и принять. У многих людей возникают сомнения, если это реалистично жить так и подставить другую щёку. Иногда люди даже приводят эти слова, чтобы доказать бессмысленность библейских высказываний.
Папа в упокое Бенедикт ХVI видел эту проблему и пишет в своей книге «Иисус из Назарета»: «Но насколько реалистичны данные правила? Следует ли так действовать в реальной жизни, допустимо ли так действовать в реальной жизни? Не повлечёт ли за собой следование этим нормам, … расшатывание всякого конкретного социального порядка? Можно ли на этих основаниях построить некий союз, собрать воедино целый народ? »  (4.2) Может быть, и мы думаем «Так невозможно жить, мир другой». Но в этом есть ошибка, ибо надо понимать и толковать слова Иисуса правильно, а не просто оценить их поверхностно. Сын Божий знает, почему Он говорит нам так, а не иначе. Наше задание - стараться понять Его правильно. Давайте, слушаем дальше Бенедикта ХVI, Он пишет, что в Ветхом Завете есть разные нормы – вышестоящие и конкретные. Эти вышестоящие являются общими правилами, которые не меняются, ибо они прямо от самого Бога. На пример: люби ближнего твоего. И есть конкретные нормы. Они упираются на эти общие правила и конкретизируют, как именно надо исполнить эти общие правила. Высказывания Иисуса в Нагорной относятся к общим а не к конкретным правилам. Бенедикт пишет: «Вот почему вполне понятно, что в этих словах не содержится определения некоего социального порядка, но зато формулируются основополагающие критерии социального устройства, каковые, впрочем, никогда не смогут быть реализованы в чистом виде ни при каком социальном строе.» (4.2)
Этими словами Иисус не хочет дать правило, что люди должны конкретно делать, если кто-то обижает их, а в каком духе они должны реагировать. Он предлагает здесь новый образ морали. Лучше быть жертвой несправедливости, нежели отомстить. Не отвечай на агрессию насилием, а любовью и прощением.
«Любите врагов ваших» Мф 5,44
Иисус требует от нас большей любви. Мы должны отличаться от остальных людей особенной меры любви. Если мы любим только тех, которые любят нас, тогда мы не отличаемся от всех остальных людей. Мы остановимся на уровне неверующих и грешников. Мы уже не "соль земли и свет мира". Мир через нас лучше не становится. Ииисус даёт обязнение, почему мы должны любит врагов и делать добро тем, которые обищают нас.
1. Потому что Отец Небесный даёт Свои дары всем людьям, и добрым и злым. Мы должны подражать Богу в Его доброте.
2. Потому что награду только получим от Бога, если наша любовь будет бескорыстной. А самая бескорыстная любовь - любовь к врагам.
3. Потому, что мы призваны к совершенству. Это невозможно без Его благодати и Его милосердия. Но если мы будем стремиться к этому совершенству, тогда увидим, что Бог готов сделать с нами. Его любовь может нас преобразить, и это преображение – единственный источник настоящей радости.

Комментарии