Чистый Четверг



Чистый Четверг 

В этот день наше внимание направлено на два явления: Евхаристию и священство. Вечером, накануне Своих страданий, Иисус, вкушая Пасхальную трапезу совместно с апостолами, установил эти таинства. Самое главное событие этого дня - вечерняя Месса, так называемая литургия Вечери Господней. Евхаристия - это присутствие Христа для нас и в нас. Под видом хлеба и вина Христос всецело отдает нам Себя. Эта непостижимая нашим умом тайна есть истина веры. Мы верим, что Христос действительно, хотя и незримо, присутствует в этом таинстве. Превращение хлеба и вина в Тело и Кровь Господа Иисуса называется пресуществлением и может совершаться только священником во время Святой Мессы словами Самого Христа: «Примите и вкусите от Него все, ибо это есть Тело Мое, которое за вас будет предано»; «Примите и пейте из нее все, ибо это есть чаша Крови Моей нового и вечного завета, которая за вас и за многих прольется во отпущение грехов. Это совершайте в память обо Мне». В этих словах заключена формула установления этих двух таинств. Первая часть, касающаяся Тела и Крови, относится к Евхаристии, слова же: «Это совершайте в память обо Мне» - к священству. Церковь подчеркивает это в литургии, уделяя соответствующее внимание обоим таинствам. 

В Великий Четверг вечером во всех храмах совершается торжественная Месса воспоминания Тайной Вечери. На ней утверждается знаменательный факт - установление таинств нашего спасения. Это весьма торжественный момент, подчеркнутый белым цветом литургических облачений. Ликование Церкви звучит в гимне Слава в вышних Богу, сопровождаемом аккомпанементом органа и перезвоном колоколов. После такого апогея прославления радость как бы «приостанавливается» до Навечерия Пасхи. Церковь также празднует установление Евхаристии в день специально установленного торжества Пресвятых Тела и Крови Христа. Теперь же все замолкает, чтобы уступить место драме Жертвы Иисуса. Вступительная песнь на вход напоминает нам об этом: 

«Нам же подобает хвалиться крестом Господа нашего Иисуса Христа, в котором спасение, жизнь и воскресение наше, через Него мы спасены и освобождены». 

Вечером в Великий Четверг начинается эта «долгая» Святая Месса, продолжающаяся до Навечерия Пасхи, почти три литургических дня (от захода солнца до захода солнца). Евангелие (Ин 13, 1-15) говорит нам о безграничной любви Бога к человеку, явленной в Иисусе. Смиренное омовение ног апостолам и Тайная Вечеря - предвосхищение и сущность того, что должно произойти на кресте. Любовь - основа жизни Христа и Церкви, Кто осознал, что Бог жертвует нам во время Евхаристического Пира, тот будет участвовать в нем с почтением, благодарностью и любовью. 

В некоторых церквях практикуется обряд умывания ног. Священник делает это двенадцати выбранным верным. 

Святое Причастие в этот день часто предлагается под двумя видами, чтобы более полно показать таинство Евхаристии в его первоначальных аспектах. После Святого Причастия Святая Месса не завершается, открывается ее реальное измерение, в котором мы остаемся дольше, чем обычно, размышляя и поклоняясь страдающему Иисусу, присутствующему в Святых Дарах. Чтобы помочь нашему воображению, Святые Дары помещаются в специально приготовленное место в церкви, напоминающее нам темницу, где после ареста заключили Господа Иисуса и содержали до часа Его страданий. Алтари в церкви обнажаются (алтарь символизирует Христа), напоминая об оскорблении Господа. Поклонение продолжается всю ночь и следующий день, то есть всю Страстную Пятницу, до вечерней литургии в нашем приходе в Страстную Пятницу


Комментарии