Святая Месса
Что такое тайна в повседневной жизни? Что-то, к чему
следует приближаться культурно, аккуратно и спокойно. Тайна не откроется перед
поверхностным, плотским человеком. Если к тайне приближаются небрежно, то она
исчезает.
Так же обстоит дело и со Святой Мессой. Она –
величайшая Тайна, которую оставил нам Иисус Христос. Мы не можем «потрогать»
её, удержать в наших руках, разглядеть её. Не можем относиться, как к одной из
многих вещей. Тайна Святой Мессы откроется только тем, кто приближается к ней
со смирением и поклонением. Только так возможно проникнуть в глубину Мессы.
Но Месса не ограничивается тем, что она – тайна. Она
является также и величайшим Таинством. Это что-то совсем другое, что-то гораздо
большее. Святая Церковь учит нас, что Таинства это «видимые
знаки невидимой благодати». Что это означает? В каждом из семи Таинств, которые
дал нам Господь, если видимые, осязаемые знаки. Ими могут быть хлеб, вода, вино,
елей и другие. Но вода сама по себе не совершает Крещение, а елей останется
просто елеем. Во всех Таинствах есть что-то ещё, есть невидимая сторона. И это –
благодать, которую в этих видимых знаках даёт Господь Бог.
На каждой Святой Мессе мы видим хлеб и вино; мы
слышим слова священника: «Сие есть Тело Моё, сие есть Кровь Моя». Это –
видимое. Но мы твёрдо верим, хоть и не видим, что в этот самый момент хлеб и
вино буквально и истинно становятся Телом и Кровью Иисуса Христа. Это не
фантазия и не иллюзия, но что-то сокровенное и неведомое, т.е. тайна. Поэтому
священник после громко провозглашает: «Тайна веры!».
![]() |
В Святой Мессе хлеб и вино подлинно становятся Телом и Кровью Иисуса Христа |
Святая Месса также носит жертвенный характер. Это та
же самая жертва, которую принёс Иисус на Голгофе. Но если бы Господь Сам не
объявил и не установил Евхаристию, никто из нас разумом не смог бы понять и
принять подобную тайну. И хотя мы веруем в реальное присутствие Бога в хлебе и
вине, но можем ли до конца его понять?
Иисус сказал во время Тайной вечери, перед Своей
смертью: «Сие есть тело Моё, которое за вас предаётся» (Лк. 22:19), и дальше – «Сия
чаша есть новый завет в Моей крови, которая за вас проливается» (Лк. 22:20).
Итак, Христос ясно говорит, что в хлебе и вине присутствуют Его тело, которое
распинается на Кресте ради нашего спасения. Другими словами, в этом хлебе и
вине происходит та же самая жертва, которую Иисус принёс на Голгофе. И каждый
раз, когда священник повторяет эти слова Иисуса, Он присутствует под видом
хлеба и вина. Распятый и воскресший, наш Господь всегда пребывает с нами.
Именно поэтому мы называем Святую Мессу бескровной жертвой.
Святая Месса –
самый драгоценный дар, который Иисус оставил Своей Церкви. Мы призваны ценить и
любить сей дар. Святая Месса должна стать центром нашей жизни. Также очень
важно использовать возможность заказать Мессу в своём намерении: за себя, за
близких, за усопших, за Церковь, родину или за то или иное дело. Сколько
красоты заключено в этом! Если принести Богу таким образом свои переживания,
заботы и надежды, сколько благодати получаем и мы, и те, кого мы любим!
Наконец, Святая Месса – призыв к каждому из нас быть
миссионером и свидетелем Воскресения для мира. Само название – «Святая Месса» –
возникло от слов в конце литургии, когда она ещё служилась на латыни. «Ite Missa est!», что переводится как «Идите – вы посланные!».
Святая Месса есть миссия. Мы призваны делиться той любовью, прощением и
радостью, которые получаем на литургии с ближними. Призваны нести Христа туда,
где мы живём, работаем, учимся, чтобы быть «светом миру» и «солью земли». Мы
призваны уподобиться Христу в нашей повседневной жизни. Такова наша церковная
миссия.
Чтобы мы смогли нести Христа другим, нам сначала
надо узнать Его самим. Поэтому в первую очередь на Святой Мессе следует искать
встречи с Иисусом, Который приходит к нам в Своём Слове, в Теле и Крови. Через
эту встречу Он делает нас лучше. В Святой Мессе начинается наш путь к святости.
Но важно помнить, что благочестие не должно искать только личного покоя и
удовлетворения своих духовных желаний. Не должно оно зацикливаться на благах для ближайших родственников и
друзей. Иисус отдал Себя всем людям – потому и мы должны нести Его свет. Ведь
все мы – Его ученики.