Епископ Павел Гойдич

Епископ Павел Гойдич 
(в миру - Гойдич Петр Степанович)
(Pavel Gojdic) (1888 - 1960)
У нас в приходе прибыли мощи бл.епископа!
Пётр Гойдич родился 17 июля 1888 года в селе Руске Пекляны под Пряшевом в семье греко-католического священника Стефана Гойдича и Анны Герберёвой.
Учился в ЦигелькеБардеёве, школу окончил в Прешове, где начал изучение богословия. Через год, показав прекрасные результаты, Пётр был направлен на учёбу в Будапешт. Окончил семинарское образование 27 августа 1911 года, после чего был рукоположен в священники Прешовским епископом Яном Валием. После рукоположения некоторое время работал викарием своего собственного отца. Через год был назначен префектом епархиальной семинарии, одновременно с этим преподавал религию в средней школе. Позже стал викарным священником в Сабинове.
20 июля 1922 года неожиданно вступил в Орден святого Василия Великого под Мукачевом, где 27 января 1923 года принёс обеты, взяв монашеское имя Павел14 сентября 1926 года Павел Гойдич был назначен апостольским администратором Прешова. 25 марта 1927 года он был рукоположен в епископы в Базилики Святого Климента в Риме, хиротонию осуществили Дионисий НярадиКонстантин Богачевский и Иосафат Коциловский. После епископской ординации Павел Гойдич посетил Базилику святого Петра, где молился у гробницы апостола29 марта 1927 года он вместе с епископом Ньяради был принят папой Римским Пием XI.
В качестве епископа Павел Гойдич добивался служения литургии в соответствии с канонами, им были основаны новые приходы в Словакии и Чехии, построен приют для детей в Прешове, занимался защитой русинского меньшинства, которое подвергалось словакизации. В 1936 году он основал греко-католическую школу в Прешове, им были основаны журналы «Blahovistnik» и «Da prijdet carstvije Tvoje». за свою благотворительную деятельность он получил прозвище — «человек с золотым сердцем».
Во время Второй мировой войны Павел Гойдич был «бельмом на глазу» для про-немецких властей, которые требовали его отставки. Однако папа не только не отправил его в отставку, но и сделал правящим епископом Прешова, его интронизация состоялась 8 августа 1940 года15 января 1946 года папа подтвердил его юрисдикцию над греко-католиками всей Чехословакии.
Новые коммунистические власти Чехословакии планировали ликвидировать греко-католическую церковь, путём присоединения её к РПЦ. После ликвидации Украинской греко-католической церкви, Гойдич добился от Рима назначения епископа-помощника, которым стал Васыль Гопко. Гойдич категорически отказался разорвать единство с папой римским и подчиниться православной иерархии: «Мне уже 62 и я пожертвую всем своим имуществом и жизнью, но ни в коем случае не отрекусь от своей веры, потому что я хочу спасти мою душу». Васыль Гопко также отказался отречься от католической веры.
В апреле 1950 года по примеру Львовского собора 1946 года был проведён Прешовский собор, который постановил присоединить Словацкую греко-католическую церковь к православной[1]. 28 июня 1950 года епископ Гойдич был арестован. Поводом для ареста стал отказ передать ключи от кафедрального собора, который власти планировали передать православным. С 11 по 15 января 1951 года проходил судебный процесс в отношении католических епископов ВойташшакаБузалки и Гойдича. Гойдич был приговорён к пожизненному заключению.
Павел Гойдич несколько раз переводился из одной тюрьмы в другу, подвергался физическому и психологическому насилию, его заставляли делать самую сложную и унизительную работу. Однако он никогда не жаловался и не просил об освобождении. В 1953 году в связи с амнистией, пожизненное заключение было заменено на 25 лет тюрьмы[2]. Ему несколько раз предлагали свободу в обмен на согласие стать православным патриархом Чехословацкой церкви, однако, владыка Павел неизменно отказывал, считая что это было бы величайшим грехом против Бога — предать Папу, свою совесть и своих верных, многие их которых также подвергались преследованию.
Павел Гойдич умер в тюремной больнице 17 июля 1960 года в свой 72-ой день рождения.


Молитва бл. Епископа мученика
Павла Гойдича (1888 - 1960)

Господи, Боже мой!
Я убежден, что Ты охраняешь надеющихся на Тебя. Я доверяю Тебе и верую, что Ты не откажешь тем, кто Тебя о чем-то просит, и поэтому я полностью полагаюсь на Тебя. Твоему Святому Провидению вверяю свои мысли, дела и планы. Пусть беспокойство обойдет меня стороной. Люди могут меня бесчестить, могут разрушить мои планы, я могу потерять своё имущество, болезнь может отнять последние силы, обстоятельства могут лишить меня моей должности, грех может лишить меня Твоей благодати, меня могут лишить свободы, но доверие к Тебе никто не заберёт из моего сердца. Я сохраню это доверие до последнего вздоха в своей жизни. Весь ад восстал против меня, но никакая адская сила не заберёт из моего сердца доверие к Тебе, потому что Ты добрый и нежный Бог и сильный Господь ... » Аминь.