Дела милосердия для души


Дела милосердия для души
Наиважнейшим делом в нашей жизни есть любовь. Любовь, основанная на открытости наших сердец на всех людей, и в первую очередь на тех, кто в этом нуждается.  Наши ближние часто нуждаются в помощи, поддержке, утешении, прощении, молитве.  Дела – это не только материальная сфера нашей жизни. Это также и помощь духовная. Дела милосердия для души, направленные на другого человека, помогают ему приблизиться больше к Богу, лучше жить, а в результате – достичь спасения. Все мы ответственны и обязаны делать добро ближнему. Не можем быть безразличны к нуждам и просьбам другого человека…
Дела милосердия для души:
1. Обратить грешника.
2. Научить непосвященного.
3. Дать совет сомневающемуся.
4. Утешить скорбящего.
5. Терпеливо переносить тяготы.
 
6. Прощать от всего сердца обиды.
 
7. Молиться за живых и усопших.

1. Обратить грешника.
 Первым делом милосердия для души является обращение грешника. Это – проявление заботы о духовном добре человека, который блудит, а также действие для добра всего сообщества.  Никто не может остаться равнодушным ко злу, ибо равнодушие – еще хуже – согласие на грех означает отсутствие любви к ближнему, а также становится сотрудничеством во грехе. Наиболее распространенной формой помощи грешникам, очень трудной и требующей благоразумия, является слово братского упрека, обращение внимания.  Сам Иисус призывал учеников к тому, чтобы видеть зло, реагировать на него. «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего. Если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово. Если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф 18, 15-17). 
Почему Христос так сильно обязует противостоять грехам? Поводов несколько. Христос заботится о добре для самого грешника, о его спасении. Мы взаимно ответственны за себя перед Богом. Не можем эгоистично думать только о том, чтобы только мы сами спаслись. Если живем с семьей, с соседями, среди людей, которые нам небезразличны, будем
 стремиться делать добро для них. Если мать стремится к добру для своего ребенка, не будет равнодушно смотреть на то, что он делает. Если мы доброжелательны к родным или соседям, видя грозящую им опасность, предостережем их и придем на помощь.  
Упрек грешнику – не что иное
 как предупреждение перед наибольшей опасностью – грехом, а также оказание духовной помощи. Слово братского упрека, хотя в общем принятие его и нежелательно, способно принести позитивный результат. Порой доброе слово способно «отрезвить» и удержать кого-то от греха.  Может усилить голос сомнения, которое пристыжает и побуждает к исправлению. Вообще большинство людей, хотя и забыли Божьи заповеди, считаются с мнением своего окружения.  Нельзя сказать, что первое – важно, а второе – неважно. Важно всё.  Это «духовное» даже важнее. Наше временное тело существует только на время нашего земного путешествия. То, которое получим в конце света, будет иным, совершенным. Не будем испытывать холод и голод. А душа наша бессмертна, и это в душе наше понимание вещей и наша идентичность. Когда умираем в конце нашей земного паломничества, умирает только наше тело. Душа с нашей памятью и нашим «я» встречает нашего Бога.  Библия и Церковь учат, что после смерти ждет нас Суд.  Из этого однозначно следует, что должны отдавать себе отчет, кем являемся, и помнить об этом всю жизнь. Если заблудший наш брат не оставит свои грехи, пропадет. Однако, если мы его не упрекнем, не сделаем замечание – разделим ответственность за его грехи.  Это необычайно важное слово.  Остановимся на нем. Потому, что или из-за стыда, или из-за невозможности преодолеть несмелость, или также из-за того, что не хотим ранить чьи-то чувства, промолчим. Несмотря на то, что досконально знаем, что то, что делает наш коллега, – обычный грех. Каждый из нас имеет обязанность упрекать, поучать и советовать. Важно помнить, чтобы это было сделано из любви и с любовью, а не с позиции гордыни и возвышения над кем-то, кого приняли за худшего за нас.  Немного смирения, особенно в такой деликатный момент, как «коррекция» брата, никому еще не повредило.

2. Научить непосвященного. 
Вторым делом
 милосердия для души Катехизм называет «научить непосвященного».Чего касается эта «непосвященность»? Идет ли речь о знаниях, опыте работы, практических навыках?  Прежде всего речь здесь о навыках жизни. Среди нас живут те, которые знают, что делать со своей жизнью, как ее прожить активнее и интереснее. Живут и те, которые теряются и не до конца могут использовать этот Божий дар существования. Милосердный христианин не может удерживать мудрость и свои навыки правильного поступка только для себя, но должен поделиться ими с другими.  Для их благополучия. Кто эти «непосвященные»? Первая категория лиц – это дети и молодежь. Детям наверняка не хватает жизненного опыта и вытекающей из него мудрости. Ребенок или подросток видит свет упрощенно, часто обезоруживает своей наивностью и недостатком реализма. Не надо этому удивляться. Чтобы вникнуть в тайну существования, требуется время. Навыки соответствующего пользования даром, каким является жизнь, надо вымолить и выработать. А на это надо время. 
Другая группа «непосвященных» – это те,
 которые не могут (будучи взрослыми) принять решение, выбрать, быть последовательными в выборе. Иногда встречаем людей, живущих в затруднениях, заблудших или неуверенных, как надлежит поступить.  В конце концов и сами стоим иногда на перепутье, когда каждая дорога кажется правильной или ни одна из дорог не ведет к цели. Понимаем, как много значит, если нашелся некто, кто стал нашим духовным проводником, учителем, руководителем. Это непросто; «научая непосвященных», очень легко впасть в ловушку зависимости их от себя и несения за них ответственности за жизнь. Надо помнить, что «научить» – значит, представить Божию точку зрения, предложить, указать дорогу, которой стоит пойти, но не значит принять решение за человека, которому советуем. 
Каким способом «научить»? Как смотреть на человека «непосвященного»?
  Правила научения похожи на те, которые обязательны при обращении грешников.  Прежде всего учитель не может грешить гордыней и заумью. Чтобы научение было принято, оно должно  осуществляться в атмосфере добра и заботы, должно быть выражением доброжелательности для того, кому даем  советы, должно быть ясным и немногословным.
Плата за этот поступок – спокойствие совести, а также
  осознание, что мы  оказались кому-то нужны, что нами воспользовался Бог, чтобы внести больше добра в жизнь наших ближних.

3. Дать совет сомневающемуся. 
В том, как важен в жизни добрый совет, убеждать никого не надо. Как же счастливы люди, у которых есть к кому обратиться за советом в ситуации, когда их одолевают сомнения. Голос того, кто имеет больший опыт, чем мы, – неоценимая помощь. Это акт милосердия. Почему? Потому что становится конкретным жестом помощи ближнему.
  Помогать можем не только протягивая руку ближнему, но и добрым советом. О сомнении и добрых советах можем говорить в двух аспектах: чисто земном и сверхъестественном.  Человек зрелый при решении различных вопросов добивается глубокого смысла. Такие поступки приветствует Святое Писание.  Мудрец Иисус Сын Сирахова учит: «Без рассуждения не делай ничего, и когда сделаешь, не раскаивайся» (Сир 32, 21). 
Не всегда имеем достаточную житейскую мудрость, позволяющую выбирать
 способом надежным и проверенным. Когда обязаны искать совет? В делах важных, когда речь идет о добре для других, а также когда совесть неспокойна, которая запрещает нам пассивность и добивается действия. Помним о том, что, охваченные сомнением, не можем действовать. Надлежит дождаться, когда сомнения уйдут.
Какими критериями должен руководствоваться тот, кто стремится
 советовать ближним?
Должен быть компетентным. Не должно быть совета от невежды. Если сами
   не знаем ответа на сомнения и вопросы – не говорим. Оказывая некомпетентные советы, можем стать соучастниками серьезного урона. Надо советовать другим так, как бы советовали себе.  
Прозвучавший совет не должен быть обращен против ближнего. Было бы грехом, а одновременно и большой обидой давать советы, о которых знаем, что приносят вред. Это был бы грех злоупотребления доверием. Своего рода грех дъявольский, потому что дъявол желает человеку зла. Никто не имеет права советовать кому-то, чтобы сопротивлялся воле Божией. Было бы это приглашением ко греху. Данный совет должен проистекать из любви к ближнему, заботы о его добре и обычной доброжелательности.
 
Иногда бывает и так, что людской мудрости недостаточно. Человек не сможет дать конкретный ответ на
 какой-нибудь вопрос, решить определенно, особенно в случае сомнений. Иногда людская мудрость стоит на перепутье, где единственным указателем являются слова: «правдоподобно», «может быть», «разве что». Где искать доброго и правильного совета? Может, ответом не является ответ на «где», а ответ на «у кого»?
Христианин знает, что добрых инспираций, советов, правильных решений, как разобраться с проблемой, надлежит искать у Бога, на молитве. Когда обратимся к Евангелию,
 найдем множество ценных советов и подсказок, как жить.  Иисус делится с нами своей мудростью, которая не выплывает из опыта человека, но есть мудрость Божия.  За добрым советом можем обращаться ко Святому Духу, который назван «Утешителем» и укрепляет нас своими семью дарами. О Нем Иисус говорил, что, когда придет, «наставит вас на всякую истину» (Ин 16,13). Надо, чтобы в наших сомнениях, когда не знаем, как поступить, упрашивали ласку совета Святого Духа.  Он может осветить наш ум и побудить волю. Среди его даров есть один – «дар совета». Это Он помогает благоразумно жить и смотреть на мир. Как крещеные и миропомазанные имеем доступ ко Святому Духу и полное право просить Его, чтобы «завел» в нас весь потенциал своего Божьего могущества. Хотел бы активно призвать к молитве ко Святому Духу, особенно тогда, когда переживаем важные моменты в нашей жизни и хотим опереться на кого-то надежного. 
Стоит припомнить еще одну личность, к которой с доверием можем
 обращаться в разных нуждах, также и за добрым советом. Это Мария, которая издавна зовется Матерью доброго совета. В литании Ларетанской называем ее «Столицей мудрости». У нашей Матери можем всегда искать советов и научении.

4. Утешить скорбящего.
 В жизни полно ситуаций, когда трудно кого-то утешить и дать добрый совет. Гораздо проще, особенно в ситуации критической, когда можем обратиться к Богу. Для человека верующего жизнь, несмотря ни на что, имеет совсем иное измерение и смысл. И никогда не теряется надежда. Может, стоит об этом помнить, когда стремимся кого-то утешить?
Хотя «скорбь» звучит по-старосветский и не модно, хотя не вписывается в сообщество и охотно называется «проблемой», «неразрешимым вопросом», «временными трудностями» или «кризисом», в жизни все же она есть.  Ни у кого из нас жизнь не свободна от огорчений. Есть и время, и место, когда мучение находится «в себе самом», а мы ищем способы избавиться от него. Порой напрасно. Нуждаемся в утешении. Вот почему Церковь учит, что делом милосердия есть «утешение скорбящих».
Скорби могут быть
 страшные и привести к тому, что на глазах утратим смысл жизни. Трудности физические или духовные, недостаток, слабость, чувство одиночества могут окружить реальность серостью и безнадежностью. Что делаем, когда видим кого-нибудь скорбящего? Обычно испуганно отворачиваем взгляд, стараемся не замечать его скорбей. Иногда бываем смущены скорбями других, которые приходят не вовремя и портят наше приподнятое настроение. Чаще всего, однако, мы хотели бы для этих людей что-нибудь сделать. И тогда стараемся сказать нечто утешающее.  Чаще в стиле: «Все пройдет, станет лучше», «Не переживай», «Мужайся!». Некоторые пробуют отвлечь внимание скорбящего от источника его скорби, желая, чтобы он забыл о нем. Подсовывают развлечения как средства анестезии и позволяющие забыть… Бывает, что жертвуют очень эффективное лекарство, но оно не всегда дает эффект. Скорби не проходят, человек как терпел, так и терпит. Часто слова утешения звучат неестественно, ненатурально. (Обратим внимание на такой момент как похороны. Порой слова сопереживания могут ранить своей заштампованностью, банальностью, условностью. Ранят, если принимающий их чувствует, что за ними нет людского сердца). Звучит слоганом, готовой формулировкой, помогающей нам сохранить спокойствие духа и удовлетворение от себя, дескать, хотели что-то сказать, сделать, помочь. Должны утешать скорбящих, а также соглашаться с тем, что другие должны утешать нас в наших скорбях.
Как выглядит христианское утешение? Прежде всего опирается оно не на мастерство слова, а на близость. Приведем в пример ситуацию в Гефсимании или присутствие Марии на Крестном пути Иисуса.
  Христос в Гефсимании, такой человеческий в своем страдании духовном и физическом, позволил, чтобы утешил Его ангел. Не записаны слова, которые ангел направил Иисусу в момент той душевной агонии. Следующий образ – на Крестном пути. Христос принял утешение, которое дало Ему присутствие Матери. Она присутствовала, хотя и молчала.  Не говорила Иисусу: «Не переживай, станет лучше».  Не обещала легкого исхода ситуации.  Но разве ж ее присутствие не было для Иисуса источником утешения и укрепления?  Разве ждал Он от Матери чего-то большего, чем сочувствие? Не слова важны, а убеждение утешающего, что нам небезразлично, что наш ближний переживает. Ощущение близости. Не будем бояться быть вместе со скорбящими. Позволим им рассказать о своей боли, горечи, бунте… Порой необходимо, чтобы скорбящий, напуганный неопределенной ситуацией человек, выкрикивал то, что носит в себе. И тогда приходит облегчение.  Возрождение. Преодоление очередной преграды.  Сила утешения находится не в словах, но в близости, не безразличности. 
Быть милосердным – утешать скорбящих – значит, кому-то
 сказать: «Ты мне небезразличен».  Уже этого много.  Иногда достаточно, чтобы обновить надежду и укрепить желание нести крест до конца.

5. Терпеливо переносить тяготы.
 Каждый из нас наверняка переживал в жизни моменты, когда чувствовал себя обиженным. Если обида коснулась нас сильно – запомнить и простить нелегко. Что тут себе посоветовать?  Для чего Церковь в числе поступков  милосердия  называет этот, который  представляется одинаково трудным и абсурдным – терпеливо переносить  тяготы? Не лучше ли было бы злом отплатить за зло, обидой – за обиду? Предостережением, чаще всего относящимся к этому поступку милосердия, является то, что такое отношение легко раздражает обидчика. Представляется, что обидчик настаивает на своем, побеждает. Терпение может восприниматься как бессилие и уступка агрессору. Естественно, восстаем против обиды, но человеческая натура в том, чтобы остановить обидчика воздаянием. Так у язычников. Христиане выбирают, однако, более трудный и длинный путь к победе, но более верный, открытый на примере Иисуса и упомянутый также св. Павлом: «Побеждай зло добром» (Рим 12, 21).Образцом милосердия есть отношение самого Иисуса. С большим терпением принимал Он свою судьбу, которую подготовили Ему Его враги. Не только говорил о принятии креста, о прощении обидчиков, но всегда так поступал. Также и пример мучеников, и больше всего тех, кто терпеливо переносил невзгоды, принятые во имя Христа, показывает: настоящая победа за теми, кто прощает и терпеливо переносит унижение и поражение. На первый взгляд, такая позиция кажется слабостью. Глядя, однако, на все происходящее, с перспективы веры, видим, что есть в этом глубокая мудрость Бога, вытекающая из самого сердца Евангелия.  Зло можно победить и вправду лишь тогда, когда не прорастет оно в нашем сердце. В нашей серой жизни можем наследовать Иисуса милосердного, «обиды терпеливо перенося». Обиды часто пустые, мало значащие; порой серьезные, большие, какой может быть несправедливость, причиненная человеком.  Надо молиться о духе прощения и терпения, если человек сам не справится с таким большим заданием. 
Каким способом ответить на обиду?
  Не нервами, не словом, полным ненависти, не ответным ударом, не поиском способа обыграть, а молчанием и молитвой за преследователей.  Господь Иисус сказал: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф 5,44). Наказание и воздаяние оставим всегда Богу, который есть Судья «живых и мертвых», и только Он знает самые глубокие мотивы наших действий.  Не занимаемся «расследованием» самих себя любой ценой, когда можем искупить утрату внутреннего покоя и радости. Оставим Богу трудные ситуации и расчеты. Помним о том, что Он сам занимается обиженными, как занялся своим Сыном Иисусом.

6. Прощать от всего сердца обиды.
 Как легко обидеть. Люди очень ранимые: ранят их жесткие слова, сказанные невовремя, особенно острые, несправедливые. Реагируют не только на слова, но и на отношение, выражение лица, жесты… Интерпретируют их как направленные против себя, недоброжелательно, враждебно.  Как же легко самому остаться обиженным – так немного надо, чтобы в сердце зародилось семя обиды, которое быстро вырастает в дерево нежелания, предубеждения, отчуждения. Глядя на них, человек становится одержимым доказыванием своей правоты. Среди дел милосердия для души находится и призыв прощать от всего сердца обиды. Тот, кто записывал перечень этих дел, был доскональным знатоком людской души. Заинтересованность в прощении идет следом за призывом терпеливо переносить тяготы.  Эти два дела идут в паре.
Прощать обиды. Однозначно в противовес старозаветному «око за око, зуб за зуб», которые как бы, к сожалению, ближе
 человеческой натуре. Желание мести и воздаяния часто есть движущей силой многих человеческих действий. Не так легко прощать и забывать. В людской натуре живет чувство справедливости, в котором за каждое зло существует наказание. Это, однако, справедливость людская, а не Божия. И, несмотря на видимость, не приносит облегчения. Нанесенный вред невозможно исправить недостойным поведением.
Обида – последствие удара. Обидеть кого-то, говоря иными словами, коснуться его больно; глубоко ранить его гордость и отвернуть его от себя. Результатом обиды есть страх перед тем, кто обижает, выражающийся в изоляции от него и
 в недоверии. Разрыву способствует глубокая антипатия, которая быстро перерождается в ненависть  и желание отомстить. Человек обиженный сторонится, отодвигается, сознательно ищет дистанцию к тому, кто его затронул, а одновременно – не сможет освободиться от мысли о нём.
Церковь призывает
 к делу трудному – простить. Что еще – это прощение не может быть принужденным, медлительным. Прощать должны от всего сердца.  Почему от всего сердца? К чему эта спешка?  Чтобы не позволить, чтобы полученная обида стала поводом разочарования и уныния души.  Этот поступок милосердия всем нам очень нужен с обеих сторон: как тем, которых могут обидеть другие, так и тем, которые сами могут доставить неприятность ближнему. С умением прощать обиды, как и с умением прощать обидчика, – живется легче. Прощая, способствуем тому, что быстрее заживаяются душевные раны, и мы не тратим покоя духа.  Что еще – не закрываем дорогу к нашему сердцу, нашей дружбе и нашей людской доброжелательности.  Надо совершенствоваться в выполнении этого дела милосердия. Оно оберегает нас самих от многих духовных переживаний. Но что самое важное – может помочь нам вразумить тех, кто осознанно или бессознательно нас обидел. Этому учит нас Христос, чтобы мы не замыкались в кругу полученных неприятностей и обид, не изолировались от ближних, которые причинили нам боль, но учили их, что настоящий смысл жизни придает только любовь.  Даже такая трудная, как милосердие к обидчикам. 
Пример для нас – сам Христос, который не прятал обид. Не обижался на людей, которые не всегда Его понимали и неуважительно поступали по отношению к Нему.
  Его любовь была сильнее чувства обиды. 
Мы не идеальны. Порой трудно бывает простить,
 особенно тогда, когда обидевший нас в целом не раскаивается. Может, исправление мира  и людских характеров стоит начать с себя, а не с других?  Или мы сами точно никогда никого не обидели, хотя бы нехотя и неосознанно?  Прощая другим обиды, легче самим искренне и осознанно произнести слова «и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим». Доверив Богу, доверимся Его справедливости, даже  имея предчувствие, что не сходится с нашим, людским разумением.

7. Молиться за живых и усопших. 
Перечень дел милосердия для души заканчивается
 призывом молиться за живых и усопших. Кто-нибудь, привыкший к «практическому» подходу к жизни, мог бы удивиться. Дела милосердия должны быть конкретными формами помощи: видим потребность ближнего и отвечаем на нее. А молитва? Является ли она практическим действием на пользу ближнего в его потребностях? Многие люди не ассоциируются с действием, только с его недостаточностью. Молитву за живых и умерших Церковь называет последним в числе дел милосердия.  Эта последняя позиция подчеркивает, что среди дел милосердия оно – важнейшее.  Напоминает нам, что, хотя и можем много хорошего сделать для наших ближних, но Господь Бог может больше, чем мы.  Св. Фаустина Ковальская учила, что есть три способа уделить милосердие ближнему: действие, слово и молитва. Первые два – действия человека, последний – это действие Бога. 
Нет
 необходимости убеждать кого-то в значимости молитвы и ее эффективности. Святое Писание учит, что «вера передвигает горы». Мы должны к этому стремиться. Чтобы научиться молитве, у нас так много возможностей: книги, статьи, школы молитвы, молитвенные встречи и реколлекции… А так мало молимся. Современные христиане не ставят под сомнение силу молитвы, но ею не пользуются. Бывает так, что чувствуем необходимость довериться Богу и обратиться к Нему в молитве, но этим желанием и ограничиваемся.  Может, потому так мало добра на свете, что одни за других мало молятся?
Потребность молитвы заступнической, часто умилостивляющей. Молитва заступническая приносит помощь в ситуациях трудных, по-человечески часто безнадежных. Является не столько поиском решений, основанных на людских возможностях и силе, сколько
 просьбой, направленной к Богу, чтобы объявил свою мощь там, где людская слабость. Молитва умилостивления есть также форма помощи – спасения духа, уязвленного грехом. Это эффективный способ, чтобы противостоять злу в мире и нейтрализовать его воздействие. Эта молитва, направленная к Богу, проистекающая из стремления делать добро ближнему  и заботы о его спасении, наверняка  не останется  безрезультатной.  Бог ответит на нее  наилучшим из возможных способов. 
Молитва за
  других. За живущих и за тех, кого уже нет среди нас. Каждый из нас когда-то молится за других. С надеждой, что кто-нибудь молится и за меня…
Очень ли нужна наша молитва умершим? Или, если мы верим, что кто-то уже в небе, нуждается ли он в нашей молитве? После смерти близкого человека посещаем кладбище, участвуем в св. Мессе в его интенции. Порой нужны такие дни, когда можем расслабиться и немного поразмышлять.  Помолиться за  умерших, потому что только этим способом имеем шанс попробовать  перепросить, сказать, как важны были для нас  и как сожалеем о многом. Так,  знаем, поздновато уже, но, быть может, это убережет нас  от ошибок, которые допускаем в отношении  еще живущих?  О любви к ближнему не должно говорить.  Любовь надо проявлять: «Свидетельствуй любовь к своему ближнему». А когда все это  не  приведет к цели,  когда все  усилия  затрачены зря и останемся «сами со своей мудростью», тогда имеем еще один «шанс». Христиане делают это  на протяжении всей своей жизни,  именно свою любовь к ближнему  доверяют любви Бога. Можем молиться  за живых и умерших и слагать  в Его руки все, чего сами не в состоянии осуществить. 
Милосердие человека ограничено. Не мы являемся
  источником добра для ближнего при необходимости. Когда больше молимся за живых и умерших, тогда начинаем понимать нашу ограниченность и недостаточность. Наши руки оказываются слабыми, а наш  ум слишком малым, чтобы  нести  тяжесть  людских забот и  проблем.
Молясь, узнаем
  потребность помощи со стороны Того, Кто сильнее нас; от Кого все зависит. Молясь, повторяем за псалмистом: «В Твоей руке дни мои» (Пс  31, 16).  Доверяя дела наших ближних Богу, можем чувствовать себя в безопасности – они в надежных руках. 
Нужны
  смелость и решимость, чтобы  увещевать того, кто наносит травму; нужны  терпение и время, чтобы  научить того, кто ничего не знает; нужна сила переубеждения и дальнозоркость, чтобы укрепить сомневающегося.  Только тот, у кого сердце полно любви и безмятежности,  может утешить  скорбящего. Нужны мир и добрая воля, чтобы принять и терпеть того,  с кем трудно  сосуществовать. Требуется много  добродушности и доброты, чтобы простить того, кто нас  оскорбил.