Проповедь на III рядовое воскресенье

Святая Месса


Что такое тайна в повседневной жизни? Что-то, к чему следует приближаться культурно, аккуратно и спокойно. Тайна не откроется перед поверхностным, плотским человеком. Если к тайне приближаются небрежно, то она исчезает.

Так же обстоит дело и со Святой Мессой. Она – величайшая Тайна, которую оставил нам Иисус Христос. Мы не можем «потрогать» её, удержать в наших руках, разглядеть её. Не можем относиться, как к одной из многих вещей. Тайна Святой Мессы откроется только тем, кто приближается к ней со смирением и поклонением. Только так возможно проникнуть в глубину Мессы.

Но Месса не ограничивается тем, что она – тайна. Она является также и величайшим Таинством. Это что-то совсем другое, что-то гораздо большее. Святая Церковь учит нас, что Таинства это «видимые знаки невидимой благодати». Что это означает? В каждом из семи Таинств, которые дал нам Господь, если видимые, осязаемые знаки. Ими могут быть хлеб, вода, вино, елей и другие. Но вода сама по себе не совершает Крещение, а елей останется просто елеем. Во всех Таинствах есть что-то ещё, есть невидимая сторона. И это – благодать, которую в этих видимых знаках даёт Господь Бог

На каждой Святой Мессе мы видим хлеб и вино; мы слышим слова священника: «Сие есть Тело Моё, сие есть Кровь Моя». Это – видимое. Но мы твёрдо верим, хоть и не видим, что в этот самый момент хлеб и вино буквально и истинно становятся Телом и Кровью Иисуса Христа. Это не фантазия и не иллюзия, но что-то сокровенное и неведомое, т.е. тайна. Поэтому священник после громко провозглашает: «Тайна веры!».

В Святой Мессе хлеб и вино подлинно становятся Телом и Кровью Иисуса Христа

Святая Месса также носит жертвенный характер. Это та же самая жертва, которую принёс Иисус на Голгофе. Но если бы Господь Сам не объявил и не установил Евхаристию, никто из нас разумом не смог бы понять и принять подобную тайну. И хотя мы веруем в реальное присутствие Бога в хлебе и вине, но можем ли до конца его понять? 

Иисус сказал во время Тайной вечери, перед Своей смертью: «Сие есть тело Моё, которое за вас предаётся» (Лк. 22:19), и дальше – «Сия чаша есть новый завет в Моей крови, которая за вас проливается» (Лк. 22:20). Итак, Христос ясно говорит, что в хлебе и вине присутствуют Его тело, которое распинается на Кресте ради нашего спасения. Другими словами, в этом хлебе и вине происходит та же самая жертва, которую Иисус принёс на Голгофе. И каждый раз, когда священник повторяет эти слова Иисуса, Он присутствует под видом хлеба и вина. Распятый и воскресший, наш Господь всегда пребывает с нами. Именно поэтому мы называем Святую Мессу бескровной жертвой.

 Святая Месса – самый драгоценный дар, который Иисус оставил Своей Церкви. Мы призваны ценить и любить сей дар. Святая Месса должна стать центром нашей жизни. Также очень важно использовать возможность заказать Мессу в своём намерении: за себя, за близких, за усопших, за Церковь, родину или за то или иное дело. Сколько красоты заключено в этом! Если принести Богу таким образом свои переживания, заботы и надежды, сколько благодати получаем и мы, и те, кого мы любим!



Наконец, Святая Месса – призыв к каждому из нас быть миссионером и свидетелем Воскресения для мира. Само название – «Святая Месса» – возникло от слов в конце литургии, когда она ещё служилась на латыни. «Ite Missa est!», что переводится как «Идите – вы посланные!». Святая Месса есть миссия. Мы призваны делиться той любовью, прощением и радостью, которые получаем на литургии с ближними. Призваны нести Христа туда, где мы живём, работаем, учимся, чтобы быть «светом миру» и «солью земли». Мы призваны уподобиться Христу в нашей повседневной жизни. Такова наша церковная миссия.

Чтобы мы смогли нести Христа другим, нам сначала надо узнать Его самим. Поэтому в первую очередь на Святой Мессе следует искать встречи с Иисусом, Который приходит к нам в Своём Слове, в Теле и Крови. Через эту встречу Он делает нас лучше. В Святой Мессе начинается наш путь к святости. Но важно помнить, что благочестие не должно искать только личного покоя и удовлетворения своих духовных желаний. Не должно оно зацикливаться  на благах для ближайших родственников и друзей. Иисус отдал Себя всем людям – потому и мы должны нести Его свет. Ведь все мы – Его ученики.