Проповедь "Искушение Иисуса"


+ Чтение святого Евангелия от Матфея. (Мф 4, 1-11)
В то время: Иисус возведён был Духом в пустыню, для искушения от диавола. И, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал. И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами. Он же сказал ему в ответ: написано: «не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих». Потом берёт Его диавол в святой город и поставляет Его на крыле храма, и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз; ибо написано: «Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнёшься о камень ногою Твоею». Иисус сказал ему: написано также: «не искушай Господа Бога твоего». Опять берёт Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их, и говорит Ему: всё это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне. Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана; ибо написано: «Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи». Тогда оставляет Его диавол; и се, Ангелы приступили и служили Ему.
Слово Господне.

Почему сатана искушает Иисуса именно в этом моменте? Иисус уже жил 30 лет. Он только что крестился в Иордане у Иоанна Крестителя и начинается Его общественная миссия. Сейчас решается стратегия Его действия, в чём именно состоит Его мессианская миссия.  Он пришел в этот мир, чтобы людям помочь. Сатана хочет ввести Его в заблуждение в  этом главном вопросе: в чём состоит моя миссия? Как должен я спасти людей? Пророки говорили, что «Он как кроткий агнец был введён на заклание» и дальше «Ранами Его мы исцелились». Через Своё послушание воле Отца, послушание даже до смерти, Он должен был спасти людей. Бенедикт ХVI пишет «Одной из особенностей искушения является его «благовидность»: оно не содержит в себе непосредственного призыва ко злу, это было бы слишком примитивно. Оно как будто бы призывает к лучшему: отказаться наконец от иллюзий и обратить все силы на исправление мира.»
Сатана хочет, чтобы Христос отказался от этого пути спасения, и предлагает Ему иной вариант спасения: «если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами.»
Первое искушение в первую очередь не направленно на личное чувство голода Иисуса. Здесь речь идёт о том в каком направлении Иисус использует Свою Божественную силу. Дьявол предлагает иной вариант спасения. Он предлагает: «Не стоит идти по пути самоотречения. Не стоит призвать людей на путь самоотречения. Не стоит призвать их брать свой крест. Люди этого не хотят. Надо удовлетворить их потребностей, убрать голод и страдания и люди будут довольные. Будет рай на земле. Зачем Ты хочешь требовать от людей так много. Они не хотят этого. Дай им хлеб, удовлетвори их телесные потребности и всё, что необходимо для жизни. Не жертвуй собой".  
Когда Иисус умножал хлеб, люди хотели сделать Его своим царём потому, что думали, что Он всегда будет удовлетворять их потребности. Это было повторение этого первого искушения.
Разве это не очень актуальное искушение? Кому ещё не пришла в голову мысль о том, почему Бог допускает страдание? Если Он такой хороший и всемогущий, почему не убирает страдания безвинных и наказывает виновных? «Если Ты Сын Божий…» — эти слова мы снова услышим от насмешников у подножия Креста: «Если Ты Сын Божий, сойди с креста» (Мф 27:40) Почему Бог допускает страдание. Пусть Он уберёт страдание и мы верим в Него. Наверное, многим людям хватало бы, если жили бы хорошо в этом свете, если имели бы достаточно денег. А больше и не надо. О духовном не переживают, лишь бы в этом мире было удобно и комфортно. Искушение – очень актуальное, даже так актуальное, что не принимается как искушение но как образ жизни и всеобщую норму. «Главное – жизнь в достатке!»
Наш Бог должен удовлетворить наши потребности. Я слышал такое слово: «А что даёт мне твой Бог?» или тому подомное "Бог не дал мне не копейки".
Отметим для себя, что каждый раз Иисус отвечает на слово искусителя не Своими словами, а словами Писания (даже тогда, когда искушение выражено словами Писания). Как важно знать Писание! 
Примечательно ответ Иисуса. «не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих». Человек без Бога жить не может. Он нуждается в общении со своим творцом. Не надо лишь удовлетворить телесные потребности, но и духовные. Иначе человек деградирует и душа погибнет.
Второе искушение: если Ты Сын Божий, бросься вниз; ибо написано: «Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнёшься о камень ногою Твоею»
Это искушение традиционно связывают с мотивом «хлеба и зрелищ»: после хлеба должна быть якобы предложена сенсация. Папа Бенедикт отвергает этот вариант потому, что там не присутствовал народ. Суть должна быть в чём-то другим. «Бог должен подвергнуться «экспериментальной проверке». Его хотят «испытать», как испытывают товар. Он должен подчиниться условиям, которые мы объявляем необходимыми для того, чтобы удостовериться, не «подделка» ли перед нами». Но мы должны починиться Богу а не наоборот. Мы должны принимать Его знаки, которые присутствуют в каждой жизни.

Сатана цитирует Псалом 90. Неправильное толкование Библии введёт в заблуждение. Поэтому надо слушать голос церкви и починиться её традиции. Если толкование противоречит тому, что церковь учит, там человек идёт на поводке у искусителя.

Третье искушение оказываётся самым масштабным, ибо оно связано с фундаментальным вопросом: что должен делать Тот, Кто призван быть Спасителем мира? Нынче оно облекается в форму вопроса: что дал нам Иисус, если Он не сумел добиться устроения лучшего мира? Разве не это составляет суть мессианской надежды?

Комментарии