3 Воскресенье Великого Поста

Иисус и Самаритянка
+ Чтение святого Евангелия от Иоанна. (Ин 4,5-42)
В то время: Иисус приходит в город Самарийский, называемый Сихарь, близ участка земли, данного Иаковом сыну своему Иосифу. Там был колодец Иаковлев. Иисус, утрудившись от пути, сел у колодца. Было около шестого часа. Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды. Иисус говорит ей: дай Мне пить. Ибо ученики Его отлучились в город купить пищи. Женщина Самарянская говорит Ему: как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются. Иисус сказал ей в ответ: если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: «дай Мне пить», то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую. Женщина говорит Ему: господин! тебе и почерпнуть нечем, а колодец глубок: откуда же у тебя вода живая? Неужели ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодец, и сам из него пил, и дети его, и скот его? Иисус сказал ей в ответ: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять; а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нём источником воды, текущей в жизнь вечную. Женщина говорит Ему: господин! дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать. Иисус говорит ей: пойди, позови мужа твоего и приди сюда. Женщина сказала в ответ: у меня нет мужа. Иисус говорит ей: правду ты сказала, что у тебя нет мужа; ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ты ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала. Женщина говорит Ему: Господи! вижу, что Ты пророк. Отцы наши поклонялись на этой горе; а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме. Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. Вы не знаете, чему кланяетесь; а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев. Но настанет время, и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине; ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух: и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине. Женщина говорит Ему: знаю, что придёт Мессия, то есть Христос; когда Он придёт, то возвестит нам всё. Иисус говорит ей: это Я, Который говорю с тобою. В это время пришли ученики Его и удивились, что Он разговаривал с женщиною; однако ни один не сказал: «чего Ты требуешь?» или: «о чём говоришь с нею?». Тогда женщина оставила водонос свой и пошла в город, и говорит людям: пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне всё, что я сделала: не Он ли Христос? Они вышли из города и пошли к Нему. Между тем ученики просили Его, говоря: Равви! ешь. Но Он сказал им: у Меня есть пища, которой вы не знаете. Посему ученики говорили между собою: разве кто принёс Ему есть? Иисус говорит им: Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его. Не говорите ли вы, что ещё четыре месяца, и наступит жатва? А Я говорю вам: возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве. Жнущий получает награду и собирает плод в жизнь вечную, так что и сеющий и жнущий вместе радоваться будут. Ибо в этом случае справедливо изречение: «один сеет, а другой жнёт». Я послал Вас жать то, над чем вы не трудились: другие трудились, а вы вошли в труд их. И многие Самаряне из города того уверовали в Него по слову женщины, свидетельствовавшей, что Он сказал ей всё, что она сделала и потому, когда пришли к Нему Самаряне, то просили Его побыть у них; и Он пробыл там два дня. И ещё большее число уверовали по Его слову. А женщине той говорили: уже не по твоим речам веруем; ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос.
Слово Господне.
*
Дорогие братья и сестры,
Бог создал Адама и поселил его в Эдемский сад. Они беседовали друг с другом, как лучшие друзья. Они поняли друг друга, и не было непонимания или разногласия. Но первые люди не слушались повеление Господа и вкусили от запретного плода, от дерева познания добра и зла. В тот момент произошло что-то не хорошее: отношение между Богом и человеком изменилось. Человек терял доверие, он начал боится Бога и скрылся от Него. Он чувствовал свою вину и наготу. Дружба и единство утратились, райское состояние потерялось. Библия говорит: Бог изгнал Адама из рая (Быт 3,24)
Сегодня обращаем особое внимание на тот факт, что качество общения между Богом и человеком стало хуже после грехопадения.
В Евангелие Иисус встречается с женщиной Самаритянкой около колодца. Самаряне были раскольники, еретики. Верующие не общались с ними и презирали их. Люди считали, что через контакт с ними человек оскверняет свою душу. Вот, почему женщина с удивлением реагирует на просьбу Иисуса, дать ему пить. Иисус нарушает здесь моральные принципы своего времени. А почему? Потому, что Ему дорог каждый человек, верующий или не верующий, грешник или не грешник, соотечественник или иностранец. Он любит каждого человека. Разделения уже делают люди. Он – не наш. Она не правильно крестится. Итд.
Это женщина – образ падшего Адама, который беседует с Господом Богом. Бог не брезгает, не осуждает, не отделяет от Себя. Он даже просит человека о помощи: «Дай мне пить». Бог унижает самого Себя, чтобы вступить в контакт с падшим и грешным человеком. Он делает это с определённой целю: Он хочет ввести человека на путь спасения. Он хочет разбудить в человеке жажду, изменить свою жизнь – пить из источника спасения. Бог не унижает Себя потому, что человек такой превосходный, но потому, что жалеет нас, любит нас и хочет спасти нас. Вот, почему Иисус не стыдится беседы с грешной Самарянкой, и просит у неё воду.
Но беседа у колодца, кажется, не очень развивается. Каждый из них говорит о своём и не понимает другого. Иисус говорит о духовном, а женщина о бытовом. Она хочет, чтобы Он дал ей живую воду, для облегчения своей домашней работе. «Дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать» (Ин 4, 15)
А Он предлагает ей Духа Святого, Который меняет её внутреннее состояние. Голова у неё только находится в бытовом тумане, а о духовном она не заботится. Так часто бывает в жизни. Человек загружается в земные заботы и думает о решении своих земных проблем. Он ищет свой выгод и комфорт, а то, что говорит Бог и Библия, это не очень касается его.  Духовное находится далеко от него, или лучше сказать: он находится далеко от Бога и от Его мыслей. Всё Божественное находится на задним плане. А к Богу обращается он только с просьбой, решить его земные проблемы. Как Самаритянка просила, чтобы Он подал ей воды.
Но ситуация неожиданно меняется в тот момент, когда Иисус откроет ей её грешные поступки. «Правду ты сказала, что у тебя нет мужа, ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе» (Ин 4,17-18). Она чувствует, что Иисус знает её, что Он знает все её грехи. Обратите внимания на тот факт, что женщина пошла черпать воду в шестом часу – это по нашему порядку 12 часов днём. В Палестине, где солнце именно в этот час стоит в цените, никто не идёт черпать воду в 12 часов, ибо сильно жарко. А женщина, вероятно, сознательно выбрала этот час, чтобы никого не встретить там. Она не могла терпеть унизительные взгляды остальных жителей деревни, которые хорошо знали её грешные поступки. Да, это всегда так было! Мы очень хорошо знаем недостатки других, а своих видеть не хотим и не можем. И так, согрешающие братья и сестры вынуждены отделяться от нашего общества.  Они становятся асоциальными.
А слова Иисуса и Его взгляд не ранили эту женщину. Она чувствовала, кто-то знает меня и не осуждает. Он призывает меня к обращению. Она стала способна слушать слова Иисуса и принимать Его призыв к покаянию.  Иисус вернёт ей достоинство, и она вернётся в общину, призывая и остальных жителей к вере.
Братья и сестры! Принимать и слушать слово Божие может только человек, который признаётся в своих грехах. Тот, который считает себя чистым и безгрешным, тот более похож на фарисеев, которые считали себе луче всех. Через покаяние восстанавливаем утраченное общение с Богом!

Комментарии