Воскресная проповедь 30 октября 2016 г.

Покаяние – мытарь Закхей Лк 19, 1-10

Текст нажмите

+ Чтение святого Евангелия от Луки.
В то время: Иисус вошёл в Иерихон и проходил через него. И вот, некто, именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый, искал видеть Иисуса, кто Он; но не мог за народом, потому что мал был ростом. И, забежав вперёд, влез на смоковницу, чтобы увидеть Его; потому что Ему надлежало проходить мимо неё. Иисус, когда пришёл на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее; ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме. И он поспешно сошёл и принял Его с радостью. И все, видя то, начали роптать и говорили, что Он зашёл к грешному человеку. Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо. Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама; ибо Сын Человеческий пришёл взыскать и спасти погибшее.
Слово Господне.

Мытарь Закхей – другое слово: сборщик пошлина, главный жулик в городе, мошенник, олигарх. Но он образованный и богатый. Своё богатство он приобрёл нечестным путём, ущемляя беззащитных. Скорее всего он вёл неправильный и распутный образ жизни и люди хорошо знали об этом. Ибо они роптали, когда Иисус посетил его дом.

Он искал видеть Иисуса, кто Он. Это первый шаг к раскаянию! Грешный человек избегает взгляд и встречу с Господом потому, что боится правды. Но тому, кому надоел грешный образ жизни, тот ищет Господа и надеется  на Его милосердный взгляд.

Народ препятствует ему встретиться с Иисусом. Здесь естественная причина – он был маленьким, но есть и символика в этом. Народ не помогает найти Иисуса – а наоборот препятствует.  У каждого были свои собственные интересы, свой эгоизм. Люди не обратили внимания на нужду брата, а думали только о себе. Зная его образ жизни, они даже отталкивали и осуждали его, не зная об изменениях, которые уже произошли в его сердце, которое горячо жаждало новый образ жизни и любовь к Христу.

Но препятствия не могут остановить Закхея в его поисках Христа. Он изобретателен. Знак искреннего раскаяния является его старание, изобретательность. Он не останавливается при первых неудачных попытках, а ищет дальше свой путь к Христу.

Он – богатый человек – не стыдится влезть на дерево. Он готов к самоунижению. Ему так важно эта встреча с Иисусом, что не стыдится мнения других людей. Он не стыдится этой смешной ситуации.

А Иисус, зная искренние помышления каждого сердца, останавливается, смотрит наверх, и приглашает себя самого в гости. Мы можем представить себе реакцию апостолов, когда они вместе пошли в этот для них проклятый дом всеми известного развратника.  Наверняка они осуждали не только Закхея, но также и самого Господа Иисуса.

Закхей принимает Иисуса с радостью. Он в первые встретился с человеком, который не осуждает него, а призывает его к изменению своей жизни. Он всем сердцем готов на это. Он раздаёт половину своего имущества бедным. Знак искреннего покаяния – давать милостыни.   Он хочет изменить свой образ жизни. Его раскаяние искреннее. Он освобождается от привязанности к деньгам и отрекается от искушений, связанными с богатством.

Он налагает себе сам большую епитимию за свои грехи, и даёт удовлетворение за ущерб, который он причинил другим. Он вернёт четыре раза то, что он незаконно усвоил себе у других.

Закхей живой пример человека, который покается в своих грехах. Каждый человек может с его брать пример для собственного покаяния.

Катехизис католической церкви пишет о покаянии:  «Внутреннее раскаяние есть радикальная переориентация всей жизни, возврат, обращение к Богу всем сердцем нашим, разрыв с грехом, отвращение от зла и от дурных поступков, которые мы совершили.» (1440)  Закхей исполнил эти слова буквально. Он переориентировал свою жизнь радикально, обратился всем сердцем к Богу, разрывал с грехом и отвратился от сделанного зла.  Таким же духом мы должны приступить к таинству исповеди. Это для нас не внешняя формальность, но знак искреннего раскаяния.

Часто встречаемся с проблемой, что не чувствуем свой грех. В исповедях слышна такая фраза: «Я не воровал, я не убил, я не изменил,… нету греха»

Осознание своих грехов – это великий дар от Господа. Все святые имели глубокое знание своей греховности. Чем ближе человек становится к Богу, тем больше он чувствует свой грех. То, что не чувствуем греха, не значит, что он у нас нет. Только Бог без греха – а мы все грешные. Апостол Иоанн пишет: «Если говорим, что не имеем греха, - обманываем самих себя, и истины нет в нас.» 1 Ин 1,8
Есть разные причины, почему человек не чувствует свой грех:

1.     Осуждение других: Пока мы осуждаем других, мы не можем судить самих себя. А мы должны судить только себя, должны в себе самом стараться увидеть это зло. Осуждая других, мы ставим себя на место Бога, а это – безумие, которое не позволит увидеть себя таким, какой ты есть. Есть разные степени плохого отношения к другим людям. Во-первых, порицание человека. Во-вторых, осуждение, в-третьих, презрение. Первая степень – если мы не осуждаем человека, не говорим, что он вор, а говорим, что он ворует. Вторая степень – если мы не просто называем его действия, а когда говорим, что он вор, произносим это слово. А третья – если мы гнушаемся, пренебрегаем человеком, считаем его недостойным общения с нами. Такое отношение к людям особенно не дает нам увидеть самих себя. Видеть свои грехи намного сложнее, чем осуждать людей.


2.    Нету желания узнать себя и свои грехи. Сатана  затуманит наш ум и мы не замечаем наш грех. Что-то незначительное кажется нам очень страшно, а к главному пороку мы привыкли, так что уже не замечаем. Надо иметь искреннее желание, осознать свои грехи и лучше узнать самого себя. Надо в молитве регулярно просить у Бога об этой благодати. Не быть сильно самоуверенным в своей собственной доброте.


3.    На исповедь человек приступает формально, по привычке. Не хватает должной подготовки и испытание совести. Перед исповедью надо просить у Духа Святого, чтобы Он вёл наши мысли и слова. Потом в тихой минуте давать себе отчёт о своей жизни. Молитвенник помогает при подготовке.


4.    Не хватает смирения у человека. Он видит себя как бы в розовых очках, или у него завышенная самооценка. Но это очень опасно, ибо Бог унижает гордых и возвышает смиренных.



5.    Человек только смотрит на свои внешние поступки, а на внутренние чувства не обращает внимание. Он не принимает свои отрицательные чувства и мысли. Он их игнорирует и вытесняет в глубокое подсознание, чувства зависти, ревности, гордыне, стремление властвовать над другими, честолюбие, эгоизм итд… Но они всегда присутствуют у человека. После грехопадения человеческая природа падшая, склонна к греху. Кто говорить, что они у него нет, тот обманывает самого себя. Просто он даёт вид, что они у него нет. Конечно, позорно признаться в том, что я ревную и потом работать над этим грехом. Требуется много сил и смирения, работать над нашими дурными склонностями.  Легче их игнорировать и делать вид, что их нет. И привыкнуть к такому состоянию.

Комментарии