Проповедь 23 октября 2016 г.

Смирение

Первая и центральная добродетель на пути к Богу – смирение, вместе с любовью к Богу. Белорусский монах Иоанн Маслов учил, что если в основании греха прародителей лежала гнусная и мерзкая гордость и неотделимое от нее своеволие, то в основании новой благодатной жизни во Христе должно лежать диаметрально противоположное начало – смирение. Следовательно, от стремления человека к смирению или гордости зависит его близость к Богу или удаление от Него.
Отец Иоанн говорил: «Смирение делает людей святыми, а гордость лишает их общения с Богом».

Как приобрести эту великую добродетель - смирение?

1.      Размышлять над величием Господа Бога
Мы должны созерцать Божье творение и прославить Его за его дивные дела.
«Господи, Боже наш! как величественно имя Твое по всей земле! Слава Твоя простирается превыше небес!... Когда взираю я на небеса Твои - дело Твоих перстов, на луну и звезды, которые Ты поставил» Пс 8, 2.4

2.     Размышлять над своей ничтожностью
Святой Антоний Падуанский дает практические советы. Он предлагает 10 ступени.
1.      Нижнее происхождение нашего тела
«Ибо прах ты и в прах возвратишься» Быт 3,19
2.     Как оно растёт в утробе своей матери
3.     Рождение в муках
4.     Жизненные трудности, болезни, страх, хрупкость
Имущество – как быстро уничтожится, как скоро писчезает от инфляции.
Честь, которую люди принесут – это лишь слова. Сегодня говорят «Осанна» а завтра «Распни его»
5.     Человеческая слабость
Физическая форма – человек подвергается заболеваниями. Как быстро исчезают красота и здоровье.
Даже  не надо гордиться своими добрыми делами и своей благодатью. Если мы имеем какие-то заслуги – то только за счёт благодати Всевышнего.  На том свете мы должны отчитаться за ту благодать, которую получили от Господа.
6.     Размышление над смертью
7.     Созерцание смирения Иисуса Христа (Рождение, бедные родители, пастухи, бегство в Египет, ремесленник в Назарете…)
8.     Иисус сделал себя слугой и Спасителем (умоет ноги ученикам)
9.     Созерцание высшей любви Иисуса, которая отдаёт себя до полного уничтожения
10.  Собственное стремление к унижению, чтобы стать ближе к Христу и чтобы приобрести совершенство. Ибо Бог унижает гордых и возвышает смиренных.

Через эти 10 ступени человек, осознает свои страдания и убожество, преуспевает благодатью Божьей в духовной жизни. Он освобождается от опасных вещах, которые обременяют его, и видит более ясно свою собственную природу. Тогда он обнаруживает в глубине своего сердца присутствие Бога. Смирение двигает Св. Антония понижать себя, чтобы Бог возрастал в нём и он поднялся сам таким путём.

3.     Размышлять над своими дарами
(Св.Франциск Сальский) Смотри на свои положительные свойства, твои способности и силы и осознай, что они не исходят от тебя, но они дары Господа. Смирение – это правда. Смирение - та добродетель, которая дает тебе силу, принять себя, таким как есть, со своими недостатками и слабостями, так же, как со своими силами. Не надо, ни перед самом себе, ни перед Богом, ни перед другими носить какие-то маски. Смиренны человек живёт так, как он есть. Нету у него причин быть тщеславным или гордым, ибо не взгляд на его собственные слабости, не взгляд на свои способности и таланты оправдывают какое-то гордыне.

Ложное смирение
1.     Я унижаю себя, чтобы другие меня возвысили и жалели
Сестра Павла – католическая монахиня из конгрегации Сестёр Миссионерок Святого Семейства пишет о ложном смирении: «Унижаю себя в глазах других, чтобы они меня возвысили – это первый момент из явления, которое называется ложное смирение, чтобы другие меня возвысили. ..
Обращаю внимание сразу же на вторую часть, … буду себя унижать, принижать, не уважать. Во всяком случае, буду об этом говорить, и буду это внешне показывать. Таким образом, мы одеваем на себя так называемую религиозную маску. Религиозную маску ложного смирения и унижаем себя для того, чтобы нас заметили, чтобы внимали нам, чтобы нас утешали. Это всё на самом деле берется от недостатка любви или от страшного одиночества.» 

2.     Я унижаю себя, чтобы обрести ощущение права на жизнь
Следующий момент – унижаю себя или жертвую собой, чтобы обрести ощущение права на жизнь. Думаю, что я свою жизнь не оправдываю, а установка какая? Жизнь собственную надо оправдать. Это знаете, как можно сказать другими словами – жизнь надо заслужить. А жизнь нам дана вообще-то абсолютно без никакой заслуги, она нам просто дана, и в чем заключается ложное смирение? Ложное смирение заключается в том, что мы хотим оправдать нашу жизнь. А сама жизнь она нам дана, она как дар. И Бог, создавая нас, Он дал нам жизнь даром и настоящее смирение заключается в том, что человек принимает этот дар.
Если не умею принять дара жизни, значит, не умею принять и тех талантов, и тех даров, которые есть во мне.

Великодушие

Смирение без доверия в Бога – всегда ложное смирение. Человек должен всегда признаться в своем ничтожестве, а тогда сразу прибегать к великодушному доверию к Богу и сказать: Все возможно верующему(Мк 9,23). Всё возможно для меня, ибо уповаю на Господа Бога. Он всё умеет! Это не надо перепутать с гордыней. Великодушие и смирение принадлежат друг другу и укоренились в упование на Бога. Упование на Бога означает: мы верим в Его Всемогущество, любим Его как нашего Отца и принимаем Его действие в нашей жизни. Это ничего общего имеет с гордыней, которая ставит себя высшее Бога и подчеркивает свой собственный Эгоизм. 

Комментарии